Нарисуй фонетику


Общее недоразвитие речи — это сложное нарушение, в результате которого возникают серьезные изменения в психологическом базисе ребенка. Нарушение внимания, памяти, словесно-логического мышления, творческого потенциала, мелкой моторики рук — это сопутствующие проблемы в процессе коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Комплексно подойти к проблеме устранения нарушений психического развития и коррекции речи позволяют разработанные графико-игровые упражнения. Упражнения данного профиля направлены на формирование фонетической стороны речи дошкольников и в то же время ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Такая форма игры с карандашом решает много второстепенных задач (развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, творческого воображения, мелкой моторики рук). Выполняя под руководством педагога эти задания, ребенок приобретает фонетические и графические навыки, не догадываясь об этом. Данная технология открывает возможность для проявления творчества детей с общим недоразвитием речи. На сегодняшний день эта проблема остается трудноразрешимой в работе с такими детьми.

Логопедические занятия сложны по своей структуре и содержанию. Предлагаемые варианты игровых упражнений могут использоваться как часть занятий — и фронтальных, и индивидуальных. Занятия такого характера проходят в увлекательной, понятной детям атмосфере игры с графическими образами. Графико-игровые упражнения позволяют эмоционально пережить сюжет истории и превратить ее в личный опыт. Основной целью таких приемов является формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и правильного произношения (восприятие звука на слух, вычленение звука в речевом потоке, автоматизация поставленных звуков, дифференциация смешиваемых звуков). Упражнения данного направления могут быть использованы в качестве развития связной речи — творческого рассказывания. Наряду с выделением звука в словах, рассказах и сказках включается самостоятельное придумывание сюжетной линии с героями на заданную фонему. Таким образом, работа над автоматизацией и дифференциацией звуков проводится в занимательной атмосфере сотворчества и сотрудничества. Это достигается вовлечением ребенка в определенные игровые и речевые ситуации, где он — активный участник, способный рассуждать, анализировать, обобщать, делать умозаключения. С одной стороны, ему предлагается образец для подражания, с другой — предоставляется широкое поле для фантазии и творчества.

Разнообразие в коррекционные занятия вносят лист бумаги, карандаш и задуманная история или ее опорные моменты. Перед работой детям дается установка на рисование «звуковой» сказки с заданными звуками. Последующая форма проведения предполагает рисуночный диктант. В затруднительных ситуациях возможно использование показа сложных способов изображения или модели, схемы.

«Зимняя сказка»

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале слов со звуком [С]. Автоматизация [С] в связной речи.

«Наступила зима. Все поляны в лесу замело снегом (рисунок). Светило яркое, веселое солнышко, у которого было всего семь лучиков (р.). На поляне гуляла лиса (р.). Спокойно падал снег. Лиса успела посчитать восемь снежинок (р.). Решила лисица развлечься и построить снеговика (р.). (Первыми на голове нарисуйте детали со звуком [С] (нос, волосы, ресницы), а затем все остальное.) На поляну прилетела сорока и присела на заснеженный куст (р.). Вдруг сорока перелетела на снеговика и стала выдергивать ему волосы (р.). Лиса слепила снежок и бросила в проказницу (р.). Сорока испугалась и улетела. Лиса подкатила саночки и начала кататься с горы (р.). Наступал вечер. Лисе пора было возвращаться в свою светлую норку (р.). Дома ее ждал сладкий чай с сухариками (р.)».

Рисунок Василисы Соловьевой

Рисунок Василисы Соловьевой

«Мышонок Шуршунчик»

Цель: выделение звука [Ш] в начале, середине, конце слова. Автоматизация [Ш] в связной речи.

«Жил да был на свете мышонок по имени Шуршунчик (р.). Построил он маленький шалашик в поле (р.). Проснулся как-то мышонок от сильного шума. Это шмель прилетел (р.). Шмель присел на башмаки мышонка и стал шуршать фантиками сладкой шоколадки (р.). Мышонок подошел к шмелю и посоветовал сильно не шуметь. (Придумайте, что произошло дальше, и нарисуйте. Постарайтесь наполнить вашу историю словами со звуком [Ш].)».

«Истории карандаша»

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале слов с изученными звуками. Дифференциация звуков на слух и в свободной речи ([X] — [К], [Т] — [К], [Ч] — [Щ]).

«Жил на свете веселый, озорной карандаш. Он очень любил рисовать волшебные звуки, превращая их в слова. А потом придумывал с этими словами разные истории. И вот превращения начались... перед карандашом лежал чистый лист бумаги. Он подумал и нарисовал на земле героя со звуком [В] (р.). Украсил своего героя двумя предметами одежды со звуками [Ш] (р.). Землю карандаш украсил пятью кустиками травки (р.). На траве карандаш изобразил друга своему нарисуй фонетику герою со звуком [М] (р.). Вокруг наших героев он нарисовал летающих надоедливых насекомых со звуками [X] и [К]. На зеленой полянке карандаш поставил стол (р.). А на столе появились посуда и угощения со звуками [Т] и [К]. Скоро к жителям рисунка придут гости. Карандаш задумал, что гости будут со звуками [Ч] и [Щ]. Все жители рисунка сели за стол. Пьют чай и радуются, что их нарисовал карандаш. Расскажи забавную историю про фонетику жителей своего рисунка. (Возможны любые звуковые изменения по тексту, в зависимости от намеченной фонетической темы.)».

«Строим дом»

Цель: дифференциация звуков [Р] — [Рь] на слух и в связной речи, с опорой на графику.

«Человек решил построить дом. (Рисуется основание дома — квадрат.) Помогите ему достроить дом. Нарисуйте только те детали дома, в которых встречаются звуки [Р] и [Рь] (р.). Построил человек дом и стал хозяином. Слева он решил разбить сад, клумбу (р.). Справа от дома он решил разбить огород (р.). А перед домом — птичий двор (р.). Все предметы он выбирал в свои постройки только со звуками [Р] и [Рь]. Кто еще по соседству мог бы жить с нашим хозяином? ([Р] и [Рь]) (р.). Расскажите о вашем хозяйственном человеке и о том, что у него есть».

«Живые точечки»

Цель: дифференциация шипящих и свистящих звуков.

«Жила-была обычная точка. Все время она скучала. То круг нарисует, то квадрат, то линию... Но вдруг точка догадалась, что может прятаться в разных предметах. Нарисуйте три точки на листе бумаги.

1. Из первой точки придумайте и нарисуйте слово со звуком [Ж].
2. Из второй точки нарисуйте слово со звуком [З].
3. Из третьей точки нарисуйте слово со звуком [Ш].

У нас получились веселые спрятанные точки. Придумайте с этими словами предложение. (В упражнение могут закладываться разные звуки, с указанием местоположения.)».

«Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков [Л] — [Р] в словах, фразах, в связной речи.

«В большом городе построили лечебницу для больных животных. Животных привозили из разных мест. Лечили от разных болезней и ухаживали за ними. Разместите в клетки слева животных со звуком [Л]. Нарисуйте справа животных со звуком [Р]. Придумайте историю про животных.
(Как они попали в лечебницу? Кто им помог? Что происходит с животными сейчас?)».

В упражнении могут использоваться разные признаки дифференциации звуков — артикуляционные или акустические.

Использование заданий такого рода окажет большую помощь в совершенствовании психической базы ребенка, а вместе с тем интенсивнее будет проходить процесс формирования фонетической стороны речи и закрепление правильного произношения.

Условные обозначения: р. — рисунок.

Я. КАРНАУХОВА, учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад № 48»,
г. Барнаул, Алтайский край

 


Источник: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200700805



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Нарисуйте страну фонетика. Сделайте фонетический разбор слова стояла Плетеные часы своими руками

Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику Нарисуй фонетику

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ